Iris Solaris
Статьи

Свет в рисовании

Как рисовать рассвет, полдень, закат, сумерки и ночь
Свет — важная составляющая любой живописной работы. Ведь профессиональный художник не просто рисует предметы, но и умеет запечатлеть ощущение атмосферы, среды. Сегодняшняя статья посвящена тому, как меняются цвета, контрастность и глубина работы в разное время суток. А также частым ошибкам и самым удачным решениям для каждой ситуации.
Данные советы нужно использовать как базу, ведь каждый случай уникален. На колорит влияет множество факторов помимо положения солнца: погода, сезон, география, собственные цвета предметов и свойства их поверхностей, а так же дополнительные источники света и, наконец, личностное восприятие (помните историю про синее и золотое платье?).

Освещение в 4 утра одно, а в 5 уже другое. Солнечное утро в июле отличается от дождливого в октябре. Даже у каждого города свой свет и цветовая палитра.
Рассвет

I. Как рисовать рассвет

Утром освещение меняется стремительно. Что происходит после того, как лиловые сумерки уже растворились, но солнце ещё не поднялось высоко над горизонтом?

  • Контрастность цвета и тона невысокая.
  • Цвета приглушенные, пастельные из-за слоев тумана.
  • Тени длинные, но прозрачные и рассеянные, ведь солнце ещё очень низко.
  • Воздушная перспектива хорошо выражена (из-за тумана опять же).
  • Цвета сближенные и имеют золотистый или розоватый подтон. Чем раньше (ближе к ночи) — тем темнее и холоднее, чем ближе к полудню — тем теплее.

На рассвете, в отличие от заката или сумерек, мы достоверно различаем зеленые, красные, синие оттенки, просто они приглушены. Поэтому, если уже достаточно светло, картина не может быть розовой, фиолетовой, синей — это нереалистично. Всё цвета предметов уже различимы.

Каждый рассвет уникален. На природе в траве собирается много тумана и картина долго стоит молочно-разбеленная. В городе цвета звонче. А зима и мороз прибавляют яркости. Если же город находится рядом с водой — то рассвет будет не розоватым, а скорее золотисто-голубым.

На рассвете, в отличие от заката или сумерек, мы достоверно различаем зеленые, красные, синие оттенки, просто они приглушены. Поэтому, если уже достаточно светло, картина не может быть розовой, фиолетовой, синей — это нереалистично. Всё цвета предметов уже различимы.

Каждый рассвет уникален. На природе в траве собирается много тумана и картина долго стоит молочно-разбеленная. В городе цвета звонче. А зима и мороз прибавляют яркости. Если же город находится рядом с водой — то рассвет будет не розоватым, а скорее золотисто-голубым.
Полдень

II. Как рисовать полдень

Это время считается самым неудачным для художников и фотографов. Даже если произведение называется «какой-нибудь полдень», чаще всего на нем изображается сюжет немного «до» или немного «после» полудня. Или действие не сильно привязано к атмосфере, а происходит в интерьере или под тенью деревьев.

В полдень солнца много, и оно светит строго сверху. Что это дает:

  • Тона максимально контрастны. В это время белый будет белым. А тени относительно него кажутся черными. Немного до или после полудня белый приобретает золотистый оттенок.
  • Цвета открытые, яркие, чистые
  • Малая глубина перспективы: все дали равно освещены и хорошо просматриваются.
  • Тени собственные и падающие — темные с резкими границами.
  • На вертикальной поверхности (стене) тени падают строго вниз.
  • На горизонтальной поверхности (земле) падающие тени очень короткие, может даже вовсе не быть.

Что это значит на практике?

Если не создавать в работе намеренно глубину и мягкость, картинка кажется грубой и невыразительной.
Например, на лице появляются черные ямы под носом, подбородком, глазницами и в носогубных складках. Около полудня, когда солнце ниже и светит в лицо — оно кажется плоским.

В пейзаже слишком короткие тени убивают пространство, делая его скучным и нереалистичным. Отсутствие воздуха между планами усиливает этот эффект.

Что рисовать и как?

Сильнее раскрывать тени. Они, хоть и кажутся черными относительно освещенных предметов, однако, на самом деле внутри достаточно светлые. Например, люди и предметы в помещении, или под зонтиком, или в тени деревьев, будут выглядеть мягко и интересно, плюс появятся дополнительные рефлексы.

Все цвета максимально звонкие. Можно сфокусироваться на многообразии оттенков, а не на глубине и получить по-настоящему яркие, эмоциональные работы.

Ну или творчески переосмысливать реальность: пространство делать глубже, а тени прозрачнее и длиннее.

Всё вышеперечисленное мы наблюдаем в ясный солнечный день. Если пасмурно или дождь — глубина будет выше, а цвета и тени мягче.
Закат

III. Как рисовать закат

Часто, глядя на фотографию или картину, мы не понимаем, какое время суток изображено. Закат это или рассвет.

Действительно, в чем же разница?

  • Рассветный свет розовый, золотистый. Закатный свет — красноватый, бронзовый, коричневый. То есть, закат более теплый, рассвет более холодный.
  • Если сделать картинку черно-белой — то рассвет будет более серым, сглаженным, а закат — контрастным.
  • На рассвете цвета пастельные, сероватые. На закате — насыщенные и яркие. В ясную погоду в обеих ситуациях тени длинные и резкие. Но утром они мягче, прозрачнее.
  • Утром мы различаем больше оттенков. Вечером они обобщаются через красный закатный свет.
  • Утренний свет мягкий, очертания предметов размытые. Вечером границы более четкие и резкие.

Как использовать?
У предметов, стоящих против света, можно наблюдать золотистую «обводку». Это очень эффектно — вот почему многие художники и фотографы любят это время дня. Но не надо обводить предмет линией одной толщины. Где-то она тонкая, где-то исчезает, а где-то настолько широкая, что превращается в пятно.

В том же положении полупрозрачные предметы (например, пышные волосы, воздушный шар, сохнущее бельё) наливаются светом, и, кажется, сами начинают излучать свет.
Сумерки

IV. Как рисовать сумерки

На восходе/закате картина освещенности меняется очень быстро. Пограничным состоянием между светом и тьмой являются сумерки. Этому непродолжительному моменту я хочу посвятить отдельный блок.

Картина позднего вечера и зарождающегося утра очень похожа:

  • Высокий тоновой и цветовой контраст. Предметы сплавляются и погружаются во тьму на фоне относительно светлого и насыщенного неба.
  • Мы видим предметы более холодными из-за особенностей строения глаза. Если ранний закат золотой, то на пике он бронзово-красный. В таком случае сумерки — это царство синих, фиолетовых и розовых оттенков с изумрудными тенями.
  • Яркие блики не пропали совсем. Но их мало и, что важно, они располагаются близко к земле, либо подсвечивают предметы снизу, так как солнце уже тоже очень низко. Например, мы видим яркие сполохи в траве. А дорога, лужи, рельсы могут стать самыми яркими пятнами в картине.
  • Удивительный рисунок неба. Можно наблюдать розовые, оранжевые и золотые облака, подсвеченные снизу, на темно-фиолетовом небе.

Как использовать?

Сказочное сочетание розово-сиреневых оттенков служит вдохновением для многих романтичных натур. Создавайте простые, но эффектные картины в ограниченной палитре. Двух-трех красок достаточно для написания убедительных сумерек.

Обратите внимание на работы с ажурными графическими силуэтами. Такие силуэты очень эффектно выглядят на фоне сумеречного неба.

Здания, людей, деревья можно смело делать почти плоскими, в отличие от заката, где даже темные предметы нуждаются в проработке деталей.

Создавайте впечатляющие пейзажи, где главными героями будут небо или вода.

Интересна городская тема. Уже включили фонари, подсветку, фары — эти разбросанные огоньки станут удачным аккомпанементом яркому цветному небу.
Ночь

V. Как рисовать ночь

Наступает ночь и на небе появляется луна. Что мы увидим? В безлунную ночь картина будет напоминать квадрат Малевича. Зато при полной ясной луне ночной пейзаж раскрывается в полной мере.

Ночью все кошки серы? Нет, скорее они зеленоватые.

Лунное освещение:

  • Небо — часто самый темный или средний объект в пейзаже. Что важно, поскольку в сумерках мы наблюдаем обратную картину: ВСЕ предметы черные на фоне яркого неба.
  • Мы хорошо различаем при ночном освещении белые, средние и отражающие поверхности. Например, кожа человека тоже достаточно светлая и хорошо отражающая.
  • Цветовая гамма ограничена. Красный полностью уходит из ночной картины.
  • Все оттенки максимально холодные. Это синие и зеленые, которые ближе к рассвету переходят в сиреневые и пурпурные.
  • Белый и желтый неотличимы друг от друга, они превращаются в лимонный, салатовый и изумрудный.
  • Тени длинные и четкие.
  • Слои тумана делают перспективу более глубокой.

Как использовать?

Можно воссоздать полноценное ночное освещение всего одной краской — хорошее упражнение для новичков.

Ночь — не самое популярное время для отображения. Поэтому ваши работы всегда будут выделяться атмосферностью и необычным освещением. Особенно, если вы попробуете изобразить светлые, желтые и красные предметы.

Отдельного внимания заслуживают сцены, с дополнительным источником света.
Сюжет, разыгрывающийся в свете фонаря, фар машины, пламени свечи — это всегда очень эффектно.

Разумеется, темы города и моря с лунной дорожкой — это классика ночных сюжетов.

Советы новичкам

  1. Откажитесь совсем от черной краски из набора! Даже если предмет в реальности или на фото выглядит черным — смешивайте цветной «черный» на основе индиго, изумрудного, фиолетового, сепии и прочих темных оттенков.
  2. Для цветных темных смесей так же не стоит использовать черный. Например, чтобы получить темно-красный, смешивайте обычный красный (кадмий, краплак, алый, розовый и т. д) с темными красками, например, синим, фиолетовым, сиеной и прочими. Это их затемнит, но они не потеряют звонкость. При смеси с черным всегда получаются грязные оттенки.
  3. На закате и рассвете предметы могут казаться одним сплошным пятном. Но не надо красить темные/черные предметы так, будто они плоские. Это смотрится слишком декоративно. Всегда прорабатывайте объем темными и светлыми деталями.

  4. При рисовании сумеречных и ночных сюжетов можно использовать плоские силуэты.
  5. Вводите больше обобщений. Днем их приходится домысливать. А в темноте и полумраке природа сама дает подсказки, пряча многие цвета и детали. В темной заливке поставьте энергичные мазки белилами — это создаст эффект толпы, города или сотни травинок.

  6. В любое время суток делайте тени боле прозрачными и цветными, чем вам кажется в реальности.

  7. Для новичка главное — научиться передавать общее ощущение от состояния. Тут очень хорошо помогает ограничение палитры. Например, если выполнить картину в розово-фиолетовых тонах, все поймут, что речь идет про утро или вечер. И это уже неплохое достижение.
Но, если вы готовы двигаться дальше — постарайтесь уловить характерное освещение, форму, цвет и настроение каждой сцены. Больше анализируйте каждый конкретный случай и уходите от очевидных, ярких и избитых сочетаний. Например, фиолетовый — это не только красный + синий. Но иногда и синий с оранжевым.

На этом я заканчиваю своё световое исследование. Надеюсь, было полезно.
Иногда само освещение, цвет облаков, блеск воды и причудливые тени могут стать якорем в работе и главными персонажами.

Ищите интересные сюжеты и экспериментируйте!
Творческих успехов!
19 августа 2018 г.
Опубликовано на doodleandsketch.com
Вампирский курс
Мини-курс о создании персонажей
  • 2 урока
  • Доступ на 6 месяцев
  • Средняя сложность
  • Скидки до 25 октября
Error get alias